Звоните по телефону: 8-800-775-13-67

Теория тени: принципы передачи объема

Эта статья будет полезна всем, кто стремится разобраться в способах передачи пластических форм при помощи фотографии.

Среди начинающих фотографов бытует представление о том, что лучшие снимки могут быть получены только при ровном, бестеневом, «обволакивающем» освещении.

Конечно, два универсальных софтбокса 100x100 – это беспроигрышный студийный вариант для большинства коммерческих задач, если учесть, что фотограф располагает свободой перемещения в большом пространстве студии и навыком «физического» управления оборудованием. Отсутствие выраженной тени придает снимку «структурную однородность», гистограмме – вид пресловутого гауссовского колокола, а серии иллюзию «классического подхода».

[ad#V statie polnii]

Однако снимки без драматичных, или хотя бы экспрессивных теней – плоские и скучные. Как известно, ровное освещение используется для исключения мелких фактурных дефектов. Однако, прольем свет на тот факт, что только тень создает текстуру любого объекта. Да-да, ту самую приятную глазу рельефность предметов, которая заставляет зрителя вдохновенно воскликнуть: «как в реальности, и даже лучше!».

Итак, что нужно знать о тени, чтобы всегда уместно и художественно «выключать маркетолога», избавляясь от стереотипного подхода к освещению в студийной съемке...

Поистине мастерские снимки – это изображения с богатой палитрой тональных переходов

Это означает, что темные области (теневые) создают двухмерный рисунок, то есть визуальную последовательность, где элементы объектов «прорисованы» затемненными областями. Выпуклые и вогнутые поверхности по-разному отражают свет, и темные участки вокруг них, в зависимости от освещения, имеют разную форму. Помимо формы, нужно также различать тени по интенсивности.

Теория выразительной тени основана на типологии теней

Расстояние от объекта до фона, глубина и объемность пространства в кадре – все это результат постановки теневой картины. Это, если хотите, студийная режиссура процесса освещения.

«Нажать на спуск», выбрав настройки камеры, - это финальный штрих работы. Основной труд – совмещение различных типов теней. Это и есть суть мастерского подхода к съемке.

В фотоискусстве различают несколько видов теней

1. Отбрасываемая тень.
Затемненная область объекта или фона. Свет не попадает туда в силу того, что между осветителем и объектом находится некий предмет. «Естественный» пример такой тени – затемненные области кадра, получающиеся от перекрестья окна. Интересного эффекта можно добиться, поместив в такую тень лицо модели.
В студии для придания асимметрии портрету драматичную неглубокую тень можно получить, зачесав челку на лицо модели.


 
2. Собственная тень
Это темная область, которая располагается на самом объекте с наименее освещенной стороны. На обоих портретных снимках это тени на предплечьях и плечах модели, придающие округлый объем женским рукам. Без такой тени не сформировался бы тональный градиент, и руки выглядели бы как светлые «палочки», не очерченные теневой линией, не была бы подчеркнута форма.


 
3. Изолированная тень.
Пример такой тени очень прост. Изолированная тень - от объекта, расположенного вне композиции, на некотором расстоянии от нее. Служит она для создания специальных эффектов. Например, интересный теневой рисунок может давать узорная решетка или специальная стойка с жалюзи.

Важно разбираться в том, с тенью какого рода вы работаете в данный момент. Если, к примеру, вы осветите лицо человека только с одной стороны, то острая тень от носа является отбрасываемой. А затемненные участки на щеке, создающие рельеф лица, - это собственные тени.
Различным по интенсивности и форме теням соответствуют различные типы освещения.

По интенсивности различают «жесткие» (резкие) и «мягкие» (нерезкие) тени

Интенсивно затемненный участок объекта создается сильным направленным светом от источника, который находится на удалении от композиции. Плавные переходы и легкие градиенты создаются, благодаря рассеянному свету: границы теневых областей тогда оказываются размытыми. Этого можно добиться, приблизив осветитель к объекту.
Разобравшись в том, какие бывают виды теней, вы сможете любой объект представить «графично», сохраняя одни и нивелируя другие особенности

Автор статьи и снимков - Чекалина А.

Понравился материал? Поделись им с друзьями: