Звоните по телефону: 8-800-775-13-67

Как фотографировать пейзаж

Каждый, кто когда-либо работал с пейзажной фотографией, знает, как сильно результат зависит от погоды и освещения. Снимая одно и то же место, в одно и то же время, но с разницей в год или несколько лет, Вы не получите такого же снимка. Совершенно иначе дело обстоит со студийной съемкой, когда Вы сами создаете освещение. В пейзажной же съемке, свет - неуправляемое оружие. И следует понимать, что характер и качество света зависит от погоды. Именно этой зависимости посвящена данная статья.
пейзажная фотография
Начиная заниматься пейзажной фотографией, следует уяснить, что нет хорошей или плохой погоды. Важно, как мы ей пользуемся. Все мы знакомы со словами Э. Рязанова: «У природы нет плохой погоды», и, как не ему знать об этом. Человеку, деятельность которого недалека от фотографии.
Традиционно, с хорошей погодой ассоциируется солнышко в зените и отсутствие облаков. Забавно, но для пейзажиста-фотографа, это не самый лучший вариант. И вся проблема снова в свете. Он очень резок. Плюс к этому, мы можем видеть неприятную дымку в воздухе, которая снижает контрастность и за счет этого, мы получаем размазанные, отдающие грязным оттенком детали заднего плана. Все меняется с появлением на небосводе облаков. Именно они смягчают освещение, рассеивая солнечный свет. Фотография приятна глазу, когда экспозиция выбрана правильно. А меньшие перепады яркости и более мягкие тени облегчают нам этот выбор. Важно помнить, что помимо своих практических функций, облака очень красивы, и непременно сделают фотографию более интересной, насыщенной и свежей. Поэтому, включать их в кадр непременно нужно.

Если слишком много облаков, сливаясь, они превращаются в сплошное полотно. Днем в такую погоду, положение солнца можно предугадать, но не редки случаи, когда завеса очень плотна и здесь уж о направлении света говорить не приходится, с течением времени меняется лишь интенсивность освещения, не более. В таких случаях свет абсолютно рассеян, и обнаружить какие-либо тени на ландшафте предельно трудно. Их, как правило, нет. Именно поэтому снимать большие формы в такую погода занятие весьма бесперспективное. Гораздо надежнее снимать отдельные детали пейзажа. Однако, именно в такую пасмурную погоду, очень удобно и практично снимать крупные планы скал или камней интересной фактуры и формы. Вы сможете хорошо поиграть с тенями, т.к. перепад яркости на снимке будет невелик. Если бы снимали в ясную погоду, Вы потерпели бы неудачу, потому что тогда тени провалились бы в черноту. Имеет место и цветовой аспект. Интересно, что яркие цвета в пасмурную погоду становятся более насыщенными и глубокими. И да, не забывайте о черно-белой съемке, хорошие графические сюжеты Вы можете найти именно в таких условиях.
пейзаж
Ненастная погода, пожалуй, самая перспективная для фотографа. Как бы странно это не звучало. Конечно, снимать в снегопад и в дождь достаточно проблематично и неприятно, поэтому главный азарт не в осадках. Только закончился дождь и начинается самое интересное. Начинают терять свою плотность грозовые тучи, в них постоянно возникают прорехи, которые и сопровождают солнечные лучи на пейзажную сцену. И в первую очередь именно за этим светом и стоит охотиться фотографу. Обычно такие просветы быстротечны. Характер освещения постоянно меняется, и поэтому качество и количество сделанных кадров напрямую зависит от уровня владения техникой и опытом фотографа. Чем дольше вы будете специализироваться на пейзажной съемке, тем точнее будете предсказывать развитие ситуации, и научитесь спонтанно реагировать на свет.

Мы можем дать Вам несколько советов.

Как фотографировать пейзажПеред фотопутешествием всегда ознакомьтесь с прогнозом погоды. Обращать внимание следует не на конкретные даты, тут то репутация синоптиков под сомнением, а на тенденцию её изменения в течении 5-7 дней. Планируйте свои поездки на такие даты, где видите резкую смену погоды. Не опасайтесь осадков! Гораздо обиднее попасть в череду беспросветных пасмурных и дождливых дней. Другое дело, когда солнечные дни постоянно чередуются с дождливыми. Шанс сделать впечатляющий и необычный снимок растет, т.к. именно в таких условиях Вы поймаете просветы в облаках.

Очень важно и тяжело определить верную экспозицию, когда одна часть кадра ярко освещена, другая же находится в тени этих же облаков. Это сложные условия и снимать в них нелегко. У современных зеркальных камер матричный замер не достаточно хорош, и он, скорее всего, освещенность сцены определит неточно, и Вы не сможете обыграть тени с минимумом деталей. Подобрать экспозицию экспериментальным путем можно с помощью цифровой камеры, контролируя гистограмму, дабы не допустить пересветов, необходимо сделать несколько тестовых снимков. Существует второй способ, которым пользуются, когда работают с пленкой. Экспозицию выбирают по точечным замерам, по самой освещенной области места.

Если же Вы все-таки попали в местность с плотной облачностью, можно заняться фотографированием водопадов и рек на длиной выдержке, помимо макросъемки. Вы сможете контролировать степень размытия водных потоков за счет того, что в пасмурную погоду уровень освещенности всегда невысок. Плюс к этому не возникнет проблем с выбором точки съемки, поскольку освещенность сцены будет более менее равномерной.
Снимая в солнечный день, необходимо контролировать угол падения лучей солнца на объекты, которые Вы желаете запечатлеть. Не допускайте света «в лоб»! Вы получите плоскую сцену, если все тени будут позади объекта. Следует помнить, что на внешний вид облаков так же влияет угол освещенности. Лучший кадр получится в том случае, если объект будет освещен лучами под углом 180 градусов к светилу (т.е. если Вы повернетесь спиной к солнцу, прямо перед вами). Облака будут выглядеть менее детализированными, ближе к солнцу. Исходя из этого, старайтесь выбирать угловое освещение, это позволит избежать плоских неконтрастных облаков на небе и передать объем за счет теней.
водопад
Если Вы правильно выбрали погоду, это во многом определит результат: сколько интересных и качественных фотографий Вы привезете с собой. Несмотря на это, даже если синоптики ошиблись, и Вы попали на неудачную погоду для съемки, не огорчайтесь. Главное помните советы, как лучше, зачем и почему. И фотографируйте, экспериментируйте. По возвращении домой, проанализируйте каждый снимок, где Вы ошиблись, а где поступили правильно, запоминая в каких условиях он был выполнен, характер освещенности. Любой совет или любая теория будут полезны только тогда, когда испробованы на практике. И важно помнить про качество, которым должен обладать фотограф, снимающий пейзажи: терпение. Даже если вы продрогли и промокли в ожидании солнечного просвета, проблеска, а буря и не думает прекращаться, ждите до последнего момента. Природа обязательно оценит Ваше старание и терпение.

Понравился материал? Поделись им с друзьями:

  • http://kaverin.info Владимир Каверин

    Отличная статья, попала в обзор конкурентов на моем блоге =)

    • http://vorobyevs.com/ Евгений Воробьев

      Уже посмотрел!
      Очень приятно...
      Отличный кстати у Вас блог!

      • http://kaverin.info Владимир Каверин

        Мне Ваш тоже очень нравится =)

  • Ира

    Это хорошо! Спасибо!=)

  • http://menwyy.org.ua/ menwyy.org.ua

    Отличная и познавательная статья. Возьму на заметку...как раз знакомый занимается фото... 8)