Звоните по телефону: 8-800-775-13-67

Что такое гистограмма и с чем ее едят

Гистограмма – диаграмма, на которой колонки представляют частоту разных значений. Так этот инструмент анализа снимков определяет Дж. Фридман в своей книге «Мастер-класс по черно-белой фотографии».

График используется для изучения распределения тонов в изображении. В этой статье мы расскажем о том, как это делается, и когда требуется анализ гистограммы. Но сначала приведем несколько распространенных «мифов» о гистограмме.

гистограмма

Основные заблуждения о гистограмме:

  • Никакие графики для анализа фото не нужны, профессионал все делает на глаз
  • Настоящий фотограф не станет полагаться на графики, которые выдает «бездушный процессор» камеры
  • Читать гистограмму слишком сложно
  • Гистограммы могут быть полезны только непосредственно во время съемки, но их использование очень затратно по времени
  • Применяются гистограммы только при черно-белой съемке
  • Хорошая гистограмма – колоколообразная, все остальные никуда не годятся.

В данной статье мы поставили своей целью дать простое объяснение тому, что такое гистограмма, и показать сильные стороны этого полезного инструмента, развеяв приведенные выше «мифы».
[ad#V statie polnii]

Итак, гистограмма – это визуализированная статистика того, какие тоны имеются на снимке. Нужно заметить, что не бывает «хороших» и «плохих» гистограмм, потому что задачи съемки бывают различны: иногда требуется высокая контрастность (например, силуэтный снимок), и это свойство кадра отображается на гисторгамме. В другом случае требуется мягкость тональных переходов, - и это тоже легко проследить по графику. Для каждого творческого замысла – свое экспозиционное решение, а значит, и своя гистограмма.

Каковы же преимущества у тех, кто знает, как пользоваться графиком?

Во-первых, анализ качества снимка становится очень прост и формален. Распределение пикселов в изображении по уровням яркости в общем или отдельно по каналам или участкам фото показывает, насколько богат снимок с точки зрения перехода тонов. Многие цифровые камеры оснащены средством просмотра гистограммы на дисплее, так что выбирать оптимальные кадры, не отрываясь от съемочного процесса, – очень просто.

Во-вторых, «статистика снимка» - это объективный критерий оценки. Иными словами, гистограмма удобна тогда, нет возможности объективно оценить изображение на дисплее (в солнечную погоду экран камеры может отсвечивать, цвета кажутся блеклыми, а при ночной съемке – наоборот, все выглядит ярче). Визуальная оценка абсолютно черного и абсолютно белого также иногда затруднена, и нелегко распознать «убитые» контрастом участки. Тогда-то и спасает гистограмма: это «строгий» инструмент оценки.

В-третьих, гистограмма незаменима при выборе цифровой камеры по критерию широты динамического диапазона. В сюжетах с большим разбросом яркостей динамического диапазона камеры может не доставать для полноценной передачи градаций тонов. Определить, достаточен ли динамический диапазон камеры для определенных условий съемки, помогает гистограмма. Она отображает возможности охвата цветов.  

Как получить максимум информации при помощи гистограммы?

Общий вид гистограммы говорит о множестве свойств изображения: диапазоне охвата тонов, распределении тональных уровней, балансе или сдвиге в темные (светлые) области, а также о контрастности.

что такое гистограмма

На верхнем снимке тональные переходы не слишком резкие, и гистограмма ближе к «колоколообразной».

На нижнем – высокая контрастность, и гистограмма ближе к «корытообразной».

Как это правильно «читать»? С левой стороны графика – столбцы соответствующие числу темных пикселов, справа – светлых. Середина графика отображает средние тона и характеризует диапазон переходов.

гистограмма

В графических редакторах типа Photoshop присутствуют также информационные строки со статистическими данными.

Вот, как их интерпретировать: В строке «средневзвешенное» указывается средний уровень яркости пикселов изображения. Чем выше это значение, тем больше общая светлота изображения.

В строке «стандартное отклонение» содержится информация о статистическом разбросе уровней тонов. Чем больше стандартное отклонение, тем выше контрастность снимка.

В строке «медиана выборки» дано значение тона, который является «точкой равновесия» (то есть, ровно половина тонов – темнее и половина - светлее). Если значения медианы близки к средневзвешенному, можно говорить о равномерности тона на снимке.

Особенности снимков легко диагностировать по гистограмме

  • Недоэкспонированный кадр («недодержанный») темноват, а значит, основная часть графика будет смещена влево, в светах при этом пикселов мало.гистограмма
  • Переэкспонированные («засвеченные») кадры, наоборот, имеют перекошенную влево гистограмму, на таких кадрах не достает теней и четвертьтонов.все о гистограммеПри этом искусственная растяжка существующего диапазона приводит к появлению областей, заполненных белых цветом, что нарушает нормальное распределение цветов. Как известно, коррекция переэкспонированных снимков – одна из самых сложных задач обработки. Смещение влево всего графика обычно говорит о том, что снимок испорчен.
  • Слабый контраст диагностируется так: если на графике нет выраженных пиков, а площадь гистограммы ограничена плавной кривой, то снимок, скорее всего, имеет практически полный цветовой диапазон, переходы очень мягкие, и объекты на фото выглядят не особенно выразительно.
  • Шумы и артефакты. Если на гистограмме видны узкие, как в штрих-коде, полоски, это означает появление на снимке хаотичных пикселов случайного цвета, иными словами, шумов. Особенно это заметно в канале синего цвета. Получаются такие кадры, например, при съемке на цифромыльницу c ISO выше 100. Установка высокой чувствительности ведет к появлению артефактов (тех самых случайных пиксельных образований разных цветов).

Подведем итоги.

Итак, гистограмма – чрезвычайно полезный инструмент для фотографа, - как для начинающего, так и для профессионала. С ее помощью можно отбирать наиболее удачные снимки, как цветные, так и черно-белые, отвечающие различным художественным задачам. Гистограммы незаменимы при подготовке к обработке снимков, потому что оценка контрастности, диапазона тонов и специфика светотональных и светотеневых работ – важный этап коррекции изображения. Кстати очень хорошее подробное описание дается в книге Карла Хейлмена II "Пейзажная фотография"

Подарки!

Сегодня все наши подписчики получают ВСЕ обновленные экшены! Так что если вы пропустили какие-то выпуски, то сегодня все экшены придут Вам на почту!
Экшены мы разошлем в 19.00 по МСК! Так что у Вас есть еще время не упустить свой шанс, чтобы получить их!!
Просто подпишитесь на наши новости в форме нижу!!

Понравился материал? Поделись им с друзьями:

  • http://vk.com/ni.bumbum nibumbum

    Хорошо. Просто и доступно :о)
    Спасибо ;о)

  • Alexey

    А правило экспонируй вправо к этой же теме относится?)

    • http://vorobyevs.com/ Евгений Воробьев

      Можно и сюда тоже)
      Просто на вилке экспозиции тоже вправо нужно сдвигать)

  • Barguzin

    Спасибо,спасибо. Теперь понятно.